Бюджет государства многие воспринимают как хранилище, где хранятся деньги, которыми распоряжается государство – берет средства на решение социальных проблем, строительство инфраструктуры, так далее. В реальной жизни государственный бюджет – главный финансовый документ, в котором собраны сметы ведомств, служб, деятельность которых контролирует государство, а также правительственных программ. Каждая смета – это потребности в масштабах государства, их погашают за счет средств госбюджета, кроме этого, в документе указаны источники дохода.
Государственный бюджет – определение, общие понятия
Для государственного бюджета предусмотрено несколько разных определений, каждое раскрывает суть финансового документа.
Определения бюджета
1. Государственный бюджет рассматривается как главный финансовый документ, где собраны сметы ведомств, служб, правительственных программ, отдельными разделами указаны источники поступления и сферы затрат.
2. Государственный бюджет представляет собой финансовую смету страны, где расписаны поступления и затраты страны на один календарный год.
3. Государственный бюджет представляет собой баланс поступлений и затрат государства, после принятия законодательным органом приобретает юридическую силу, приравнивается к закону, соответственно, его нормы обязательны для выполнения.
Посредством госбюджета государство перераспределяет и сосредотачивает средства в экономических, социальных сферах, которые требуют поддержки, развития.
Рассматривать госбюджет можно с разных точек зрения:
- экономической – совокупность финансовых отношений в части перераспределения дохода, а также национального богатства с целью аккумулирования, расходования средств на решение задач государственного значения;
- материальной – денежный фонд, сконцентрированный в пределах государства, и находится под контролем и в распоряжении органов власти;
- юридической – правовой акт, который после утверждения приобретает форму и силу закона, где обозначены права, обязанности всех участников в рамках госбюджета.
Роль государственного бюджета
В каждой стране бюджет выделяют в самостоятельную экономическую категорию, где отражены взаимоотношения государства с юридическими и физическими лицами в части перераспределения доходов, национального богатства с целью образования, а также использования средств, предназначенных для поддержания, развития различных сфер – народного хозяйства, социальной, культурной, оборонной, государственного управления.
Бюджет отражает все процессы, которые протекают в различных экономических звеньях страны. Контролируя бюджет, государство отслеживает поступления доходов, позволяет сопоставить размер ресурсов, которые тратятся на централизованные нужды, с реальными потребностями. Таким образом, главный финансовый бюджет страны:
- отражает и демонстрирует размеры необходимых стране средств и резервы, которые имеются в наличии;
- определяет налоговый климат;
- отражает экономическую политику государства.
Важно! Государственный бюджет представляет собой финансовый инструмент, посредством которого государство регулирует и стимулирует экономику, улучшает инвестиционную активность. Повышает производственную активность, кроме этого, через финансовый документ проводится социальная политика.
Бюджет проходит стадии:
- составления;
- обсуждения;
- утверждения;
- использования средств;
- подведения итогов.
Совокупность стадий – это бюджетный процесс, который регламентируется законом, важное место в нем отводится регулированию, перераспределению ресурсов.
Запускает бюджетный процесс президент, который принимает решение о начале работы над составлением государственного бюджета, для этого составляется послание парламенту. Затем формируется прогноз социально-экономического развития государства, определяются свободные финансовые ресурсы, соответственно, главные направления бюджетной политики страны на будущий год. Таким образом, рассчитываются контрольные цифры бюджета.
В главном финансовом документе обязательно указывают предельно допустимый размер ассигнований бюджета на расходы и развитие страны. В случае, когда возникает дефицит бюджета, в первую очередь, обеспечиваются текущие расходы, а программы, направленные на расширение производства и строительство, ограничиваются суммами, заложенными изначально в бюджет. Кроме этого, определяются несбалансированные части бюджета, дефицит и излишек, суммы указываются в абсолютной величине и процентах от запланированных доходов.
Чтобы органы государственной власти имели возможность качественно и полноценно выполнять свои функции, они должны располагать необходимой финансовой базой. В каждом государстве формируется разветвленная бюджетная сеть, необходимая для аккумулирования денежных средств регионов для их финансирования, развития, благоустройства, управления. В разных государствах бюджетный процесс отличается в зависимости от разных критериев: государственное устройство, административно-территориальное деление, развитием экономики. Соответственно, бюджеты различных стран отличаются структурой, количеством разновидностей бюджетов.
Важно! Госбюджет в совокупности с бюджетами других уровней образуют консолидированный бюджет.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из нескольких уровней:
- первый – бюджеты: федеральный, а также государственных внебюджетных фондов;
- второй – бюджеты: субъектов Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий – местные бюджеты.
Консолидированный бюджет позволяет в полной мере оценить поступления, затраты государства в целом, отдельной территориальной единицы. Такой трехуровневый бюджет не утверждают, а используют для аналитики и статистики.
Функции госбюджета
В бюджете страны аккумулируются средства, которые поступают от организаций, предприятий, формирующих сектор экономики, а также домашних хозяйств.
Бюджет выполняет такие функции:
- распределение совокупного дохода;
- контроль, стимулирование экономики;
- обеспечение социальной политики;
- контроль использования централизованных средств.
Главная функция финансового документа – распределение средств в соответствии с утвержденным планом. Денежная масса перераспределяется таким образом, чтобы обеспечить приоритетные сферы в экономике, а также поддержать отрасли, которые не приносят реальную выгоду. В список таких предприятий входят организации и учреждения, предоставляющие общественные услуги, — медицина, образование, культура, наука.
В финансовом документе отражаются взаимоотношения между государством, предприятиями, домашними хозяйствами в части уплаты налогов, других обязательных платежей. Государство со своей стороны предоставляет субсидии, трансферты, социальные выплаты, а также другие способы поддержки бизнеса, граждан.
Доходы государственного бюджета
Доходы – средства, которые поступают в распоряжение государственных органов. Эти денежные массы поступают в безвозвратном, безвозмездном порядке.
Источники поступления средств в госбюджет:
- налоги (прямые, косвенные) – именно они образуют крупнейшую долю бюджета – до 90%;
- государственные кредиты – доля в финансовом документе до 20%;
- денежная эмиссия – данный источник государство использует в крайнем случае, когда доходов недостаточно для финансирования затрат.
Правительство каждой страны стремится уравнять две части бюджета – доходную и расходную. Однако в реальной жизни расходная часть всегда превышает доходную часть. Это означает, что бюджет дефицитный. Причины дефицита:
- снижение производства;
- высокие расходы на реализацию социальных программ;
- чрезмерные расходы на оборону;
- увеличение секторы теневой экономики.
Расходы государственного бюджета
Структура расходной части госбюджета:
- нужды социального значения – 50% общих расходов;
- расходы на оборону государства – около 20%;
- расчеты по государственному долгу;
- дотации предприятия;
- улучшение, развитие инфраструктура.
Кроме этого, можно выделить такие статьи расходов:
- текущие расходы – оплата труда специалистов государственной службы, социальные выплаты, оплата процентов по кредитам;
- капитальные расходы – финансирование инновационной, а также инвестиционной сфер (капитальное строительство, ремонт, покупка земли);
- функциональные расходы – на такие сферы: судебную, национальную оборону, промышленность, правоохранительные, налоговые, законодательные и исполнительные органы.
Структура расходной части финансового документа формируется в соответствии с актуальностью определенных задач, общей концепцией экономической политики.
Бюджетная политика предполагает определение соотношения между доходной, а также расходной частями документа. Таким образом, бюджет бывает:
- сбалансированный – обе части равны;
- дефицитный – затраты превышают доходы;
- профицитный – доходы превышают издержки бюджета.
Факторы состояния государственного бюджета
Факторы, влияющие на госбюджет страны, могут быть внешними и внутренними. Они связаны друг с другом и в совокупности определяют бюджетную политику.
Внешние факторы – вмешательство других стран, международных организаций, зависимость государства от импорта, в том числе, энергоресурсов, участие в экономических международных объединениях, мировые кризисы.
Внутренние факторы бывают:
- экономические;
- социальные;
- политические.
Экономические факторы объединяют макроэкономические процессы – национальный доход, безработица, состояние производства, инфляция, валовый внутренний и совокупный общественный продукты, налоговая политика и многое другое.
Социальные факторы – это денежная масса, направленная на здравоохранение, мероприятия культурного и социального значения, уровень заработной платы, размер потребительской корзинки, товарооборот, учебные заведения и контингент учащихся.
Политические факторы – обеспечение обороноспособности государства, поддержание правопорядка, управление страной, укрепление законодательной, исполнительной ветвями власти.
Необходимо отметить, что при смене правительства бюджет составляется с учетом интересов новой власти, а целесообразность и рациональность документа отходят на второй план.
Подробно о том, что такое госбюджет, смотрите на видео: