Расчет бюджета — домашняя бухгалтерия

Для того, чтобы разобраться, на что тратятся суммы личного бюджета, нужно посчитать все расходы и сопоставить их с полученными заработками. Как это делается правильно, с помощью каких методов и инструментов, рассмотрим в статье.

Грамотное распределение личных финансов, контроль средств помогает избежать неприятных ситуаций, связанных с недостаточностью сумм дохода или отсутствием денег. Домашняя бухгалтерия ведется при этом в каждой семье своими методами. К примеру, записывают приход и расход в тетрадь. Но также существуют программы, помогающие в этом процессе. Их требуется установить на персональный компьютер. Постараемся разобраться и понять, как семье или отдельному человеку следует правильно контролировать бюджет.

Необходимость домашнего финансового планирования

Некоторым не очень хочется заниматься учетом собственных финансов, осуществлять ведение домашней бухгалтерии. Но иногда не лишним будет задуматься о том, как тратятся средства. Планирование расходов традиционно считается ключевым моментом на пути к улучшению жизни. Если попытаться записать свои финансовые операции, быстро будет обнаружено, на что и с какой интенсивностью потрачены деньги.

Хорошие стороны планирования заключаются в следующем.

  • Экономия поможет накопить на нужные приобретения либо устранить долги.
  • Соблюдая бюджет, человек обнаруживает дополнительный ресурс — инструмент планирования финансов.
  • При исключении спонтанных покупок при самостоятельном учете средств появится финансовая независимость.

Популярные варианты ведения семейного бюджета

Разберемся, как вести домашнюю бухгалтерию рационально. Выделяют ряд популярных вариантов организации бюджета. Более распространенными являются три метода:

  • общие деньги семьи;
  • частично объединенные средства;
  • раздельный семейный бюджет.

Ведение домашней бухгалтерии по первому варианту можно назвать классическим. Обычно один из супругов распоряжается заработками, хранит деньги, распределяет и отвечает за расходы. При этом на нем лежит повышенная ответственность или значительная доля других домашних обязанностей. В данном обстоятельстве заключается негативная сторона варианта

Молодые супруги иногда тратят средства раздельно, лично управляя своим доходом. На возникающие общие нужды они выделяют некоторую часть. Подобная домашняя бухгалтерия хороша для случая, когда оба имеют постоянный заработок. Частичное объединение денег существует в двух видах:

  1. Большая часть заработанного дохода обоих складывается для последующего расхода на общие потребности. Подобная домашняя бухгалтерия оставляет каждому супругу достаточно денег на личное расходование.
  2. Один из членов семьи зарабатывает больше и затраты на быт берутся из его средств. А меньший заработок откладывается в виде сбережений.

Так как вести домашнюю бухгалтерию, что взять за основу? Оба метода являются базой для грамотного распоряжения бюджетом с его предварительным планированием.

Основные правила ведения домашнего бюджета

Прежде, чем рассмотреть, как правильно вести домашнюю бухгалтерию, ознакомимся с ее инструментами. В зависимости от жизненных предпочтений и уклада выбирают:

  • записи в тетради;
  • компьютерную программу;
  • приложение для смартфона.

Гроссбух — традиционный метод, идущий из истории. Как вести домашнюю бухгалтерию этим способом? Берется блокнот или амбарная книга, страницы которой разлинованы по числу статей расхода. Заполнение производят рукописно, ручками 1 или 2 цветов. Записи хранят в одном месте с калькулятором.

Те, кому привычнее иметь дело с электронной документацией, могут использовать популярную программу Microsoft Office Excel (эксель), основная форма которой — таблица. Работу с ней весьма несложно освоить. Это не единственная программа для ведения домашней бухгалтерии. В интернет имеются как приложения для компьютеров и мобильных устройств, так и сервисы, действующие онлайн.

  • «Бухгалтерия семьи» анализирует операции, контролирует расходы, позволяет планировать, включает долги, применяет валюту. Каждый член семьи может ей пользоваться по отдельной учетной записи.
  • «Семейный бюджет Lite» — удобная программа для ведения домашней бухгалтерии. В нее нужно лишь вписать свой доход и расход, распределив по колонкам. Подсчет делается автоматически.
  • Приложение HomeBank — домашняя бухгалтерия, предоставляемая пользователям бесплатно. Может осуществлять контроль, планирование, анализ.

Ознакомившись с инструментами, перейдем к правилам, согласно которым ведется семейный или личный бюджет.

  1.  Запись расходов следует вести регулярно. Не все могут ежедневно заполнять таблицы в тетради или с помощью программы для домашней бухгалтерии. Но через день нужно найти для этого время, иначе можно забыть множество незначительных расходов.
  2. Следует включать в учет все мелочи, так как они с течением времени складываются в значительную сумму.
  3. Итоги нужно подводить систематически, как и применять анализ рациональности.

Ведя расчеты на протяжении 2 месяцев подряд, можно будет понять, куда идут деньги. Возможны принятия новых решений о смене работы на более высокооплачиваемую или получении субсидий, льгот. Помощь окажет программа для ведения домашней бухгалтерии, которая автоматически подсчитает все внесенные данные.

Основные статьи домашних расходов

Платежи, которые человек либо семья регулярно обязаны вносить за коммунальные услуги, пользование телефоном или получение образования, представляют собой главную статью расходов. Как правило, это конкретные суммы, из которых рекомендуется составить единую колонку. Курсы, тренинги не всегда относится к ежемесячным платежам. Они могут быть причислены к главным или выносятся в виде отдельной колонки.

Человек пишет в блокнот

На втором месте стоит весьма емкий раздел — питание, продукты. В зависимости от привычек и связанных с ними нужд рассчитывается общее количество колонок. Обычный перечень статей расходов:

  • одежда;
  • лекарственные средства;
  • подарки;
  • развлечения.

Разделы выделяют и для детей, домашних питомцев. Домашняя бухгалтерия, представленная в эксель или ином формате проявится во всем объеме и разнообразии с первых моментов ее ведения. Определив, сколько нужно колонок, не следует забывать столбец «Разное». В него будут включены те траты, которые не подходят к имеющимся категориям.

Как правильно заполнять раздел доходов?

Первым по важности разделом является исчисление доходов. Домашняя бухгалтерия и применяемая таблица должны отразить финансы, получаемые всеми членам семьи. Это прибыль предприятия, зарплата, социальные выплаты или разовые суммы: подарки, премии, компенсации, выигрыши в лотерею. Полученная общая картина будет состоять из стабильных и одноразовых источников. Планирование возможно в отношении постоянного, а не случайного дохода.Это один из принципов финансовой грамотности.

Принципы рациональной экономии финансов

В результате ведения семейного бюджета появится осознанное отношение к расходам. Придется подумать, как можно сэкономить, не навредив качеству жизненного уровня. Весьма разнообразная и затратная статья — приобретение продуктов питания. Рациональным решением будет составление меню и списка покупок. Сравнение цен в разных магазинах, учет своих реальных возможностей — неотъемлемая часть правильного ведения бюджета.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.