ОПЕК: список стран, цели и задачи организации

Определение ОПЕК

OPEC – это акроним от Организации стран-экспортеров нефти (Organization of the Petroleum Exporting Countries). Эта группа, состоящая из 13 стран, большинство из которых расположены на Ближнем Востоке, и активно занимающихся экспортом нефтепродуктов. Некоторые исторические и политические обозреватели называют страны ОПЕК нефтяным картелем. Другие утверждают, что это не картель из-за отсутствия организованности и сотрудничества между странами-членами в разные периоды его истории.

Картель – это организация предприятий, которые объединяются, чтобы поддерживать высокую стоимость, что ограничит возможности конкуренции. Со временем конкуренция распадется, и останется только сотрудничество. Вот что в конце концов произошло с OPEC.

Организации стран-экспортеров нефти

Штаб-квартира группы находится в Австрии. Хотя на эти 13 государств припадает менее половины (приблизительно 44 процента) мировой добычи сырья, они обладают более восьмидесяти процентами всех известных интернациональных запасов.

История образования ОПЕК

Создателями данного союза в 1960 году на Багдадской конференции стали такие нации, как Ирак, Саудовская Аравия, Иран, Кувейт и Венесуэла. В течение 1960-х годов этот нефтяной картель был сосредоточен на попытке получить большую долю прибыли от нефтепродуктов, создаваемой на его территории частными компаниями.

В 1970-х годах фокус изменился приблизительно к 1986 году, когда группа начала сосредотачиваться на координации действий своих членов в попытке остановить падение стоимости на черное золото, которая являлась основой налоговых поступлений и богатства для многих держав. Именно в это время ОПЕК обладала величайшей силой. К примеру, она наложила нефтяное эмбарго на Америку за поддержку Израиля в войне Судного дня (1973), что привело к энергокризису.

Мощность коалиции уменьшилась к концу 80-х годов. Факторы, приводящие к снижению его влияния, включают отвлекающие конфликты на Востоке, вредящие единству между членами, такие как Первая война в Персидском заливе, сокращение потребления и увеличение поставок сырья из источников, не входящих в страны ОПЕК.

Какие нации входят в ОПЕК?

Сюда входят государства из Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии.

Страны, входящие OPEC

Саудовская Аравия, по сути, есть фактическим фаворитом и одной из первых стран-членов коалиции. Это также государство с сильнейшим военным и наибольшим финансовым могуществом. Оно также обладает вторыми по величине запасами черного золота на Земле, что еще больше усиливает ее власть в группе.

Венесуэлу также можно назвать значительным игроком в истории и текущих операциях союза, поскольку имеет самые большие запасы сырья. За 40 лет до создания картера Венесуэла уже оставила свой след в мировой экономике, став первым крупным государством-экспортером.

Цели организации

Целью экспортеров нефтепродуктов является обеспечение того, чтобы цены оставались на уровне, удовлетворяющем членов группы. Это одна из главных причин, почему его считают картелем.

Влияние OPEC на цену нефти

Согласно заявлению о миссии OPEC целью есть «координация и унификация» практики всех ее стран-членов. Также есть стремление «стабилизировать рынки нефти». Эти цели созданы для того, чтобы обеспечить удовлетворительный доступ к сырью, «стабильный доход для производителей» и значительные прибыли для инвесторов. Таким образом, картель рассматривает себя как жизненно важный игрок в успехе и процветании мира в дополнение к успеху любой страны ОПЕК.

Влияние OPEC на цену нефти

По словам экономиста-международника Анаса Ф. Алхаджи, члены коалиции присоединились к одной из трех очевидных главных целей OPEC. Такое распределение приоритетов также может повлечь за собой внутренние распри.

Влияние ОПЕК на рынок нефти

Страны OPEC оказывают значительное влияние на мировую рыночную цену на топливо и, разумеется, стремится поддерживать ее на относительно высоком уровне, чтобы максимизировать прибыльность.

Если страны ОПЕК не удовлетворены стоимостью на нефть, то в их интересах сократит поставки нефти, чтобы цены выросли. Но ни одна отдельная страна не желает сокращать предложение, так как это будет означать уменьшение доходов. В идеале они хотят, чтобы цена росла, одновременно увеличивая предложение, чтобы доходы тоже выросли. Но рыночная динамика работает не так. Заявление ОПЕК сокращения поставов влечет за собой мгновенный скачок стоимости. Со временем стоимость возвращается к уровню, как правило, более низкому, когда предложение значительно не сокращается либо спрос регулируется.

И напротив, ОПЕК может решить увеличить предложение. Например, 22 июня 2018 года встреча картеля в Вене объявила об увеличении поставки.

Различие нефтедобыча в Персидском заливе, России и США

Различное позиционирование энергостратегий с учетом мощности двух наций в международных сравнениях свидетельствует о разной позиции. Для Соединенных Штатов как единой сверхдержавы общая глобальная стратегическая цель состоит в сохранении и укреплении своего мирового «лидерства». По сути это все еще мировая гегемония. С точки зрения своей геополитической стратегии Штаты всегда придавали важное значение Арабскому миру как гарантии достижения их глобального лидерства. Выполнение энергостратегии из-за войны в Ираке отчасти преследовало цель усилить контроль над нефтью на ближневосточное направление, что значительно усилило ее роль на интернациональную экономику, а также эффективно отрезало часть экономических источников терроризма.

После холодной войны Россия переживает период экономической трансформации, и ее роль на интернациональной арене было не столь сильным, как раньше. Как государство с переходной экономикой и сверхдержава по нефтяных и газовых ресурсах РФ и ее огромный экспортный потенциал были объективной материальной основой для разработки энергостратегии и дипломатии. Они заключаются в том, чтобы максимизировать национальные интересы через энергетическую дипломатию. С развитием своей экономики, используя энергию в качестве инструмента, РФ укрепила обмены и сотрудничество с ближневосточными нациями, чтобы бросить вызов гегемонии Штатов.

США и Россия на рынке нефти

Поэтому возникли разные степени диверсификации энергетической политики. Из-за сравнения силы США и России, разные степени диверсификации более очевидны в стратегии реализации политики в Арабском мире. Глобальная стратегия Америки постоянно углублялась в истории, что делает тактику более системной. Экономическая, военная и дипломатическая политики тесно взаимодействуют и поддерживают друг друга.

Благодаря сочетанию политической «Инициативы Великого Ближнего Востока» президента Джорджа Буша и экономической системы «нефтяных долларов» правительство проложило путь к монополизации капитала. Что еще более важно, военные атаки и оккупация создали фундамент для того, чтобы Штаты захватили больше сырьевых интересов. Разнообразная политика давала Америке простор для разных весов и мер, делая ее внешнею политику более гибкой.

США и Россия на рынке нефти

РФ также обратила внимание на разнообразие энергополитики. Такое сотрудничество является не только дипломатическим средством защиты собственных экономических интересов, но и сокращает разрыв с крупными нефтедобывающими странами. Российская Федерация проводит относительно независимую политику от США и ЕС, чтобы заложить хорошую основу для возвращения в Арабский мир.

Применительно к различным средствам энергетической дипломатии, диверсификация политики создала дипломатические различия между двумя странами. Америка имела более диверсифицированный дипломатический метод на ближневосточном направлении, такой как визиты лидеров. Буш посетил Кувейт, Саудовскую Аравию и семь других стран в январе 2008 года. Новый госсекретарь Хиллари Клинтон посетила Ближний Восток менее чем через два месяца после вступления в должность в марте 2009 года, что свидетельствует о важности Арабского мира. Кроме того, Америка назначила представителя, бывшего сенатора Джорджа Митчелла для разрешения ближневосточного кризиса.

Конечно, поездка российского президента Владимира Путина в феврале 2007 г. и визит российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в марте 2008 г. являются примерами дипломатии российских лидеров. Однако по сравнению с влиянием международных цен США имели больше преимуществ в манипулировании нефтедолларом и контроле над добычей сырья в Ираке, чем это возможно для РФ.

Односторонние экономические санкции США против Ирана, а недавно санкции Совета Безопасности ООН также повлияли на структуру мировой энергетики. Финансовые инструменты России, в частности международное эмбарго, оказали меньшее воздействие на ближневосточные нации были недостаточны для конкуренции с Соединенными Штатами.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.